Известный всем по романам Александра Дюма-отца кардинал Ришелье был не только крупным государственным деятелем. Например, в косметике также можно отыскать его след - он разрабатывал губную помаду. Но сегодня мы поговорим о его вкладе в кулинарию.
Его высокопреосвященство не только руководил своими гвардейцами и интриговал против королевы. Он слыл на весь Париж великим гурманом. А ведь прославиться в этой области в то время и в том месте было непросто. Званые обеды у Ришелье восхищали всех не только обильностью, но и изысканным вкусом. При этом он ухитрялся никогда не нарушать церковные посты.
Пристрастие к вкусной пище имело и некоторые ограничения. Например, у кардинала было множество врагов. Ведь вокруг могущественнейшего монарха Европы действительно плелись многочисленные заговоры. И далеко не все противники готовы были вызвать его на поединок - многие предпочли бы его просто отравить.
Но для этих целей у кардинала был его верный дегустатор, имя которого сохранила история - Филипп Гравье. Он пробовал каждое блюдо, поданное кардиналу на стол. Хотя профессия и кажется довольно рискованной, Гравье пережил своего нанимателя.
Значительно больше беспокоило кардинала, любившего покушать, слабеющее здоровье. Личный врач кардинала, метр Шико требовал соблюдения самой строгой диеты. Так что приходилось как-то выкручиваться.
Появление «сложного гарнира»
И вот однажды, когда Ришелье отправился лечиться на воды, в сопровождении племянницы, и произошло событие, перевернувшее кулинарный мир Франции и всего мира. Он заказал простой обед, в который вошли помидоры, любимый французами луковый суп-пюре, анчоусы, сыр брокколи. На вполне закономерный вопрос, в какой последовательности он прикажет подавать блюда, он ответил: А сложите все вместе и подавайте одновременно. А сыр потрите и просто посыпьте им анчоусы.
Казалось бы, что тут такого удивительного? Но так кажется лишь нам, живущим через много столетий после кардинала. Для тех времен это был невероятный заказ. Согласно правилам, блюда должны были подаваться только по отдельности. И при этом должен был соблюдаться определенный порядок. Так произошло рождение того, что сейчас называют сложным гарниром. И именно Ришелье принадлежит заслуга этого изобретения.
Правда, объяснил он свой поступок просто: У меня нет времени смаковать все это по очереди. Вскоре сложные гарниры и салаты получили название "а ля Ришелье".